Понедельник
20.01.2025
02:19
Форма входа
Категории раздела
4 класс [4]
2 класс [1]
1 класс [0]
3 класс [0]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0
    Аватары и анимация на GIFr.ru
    Главная » Файлы » ОКРУЖАЮЩИЙ МИР » 4 класс

    Урок с использованием регионального компонента
    16.03.2011, 16:56

    Методическая разработка.

    Тема урока: ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ.

     

    Цель: сформировать у учеников понятие о горных по­родах и минералах нашей Родины и нашего края.

    Задачи:

    1.Развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

    2. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах нашей Родины и нашего края; ознакомить детей с горными породами и минералами, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств;

    3.Воспитывать любовь и гордость к малой родине.

     

    Оборудование: иллюстрации горных пород и минералов и спо­собов их использования и добычи, коллекция наиболее распространен­ных горных пород, минералов и созданных из них материалов (гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент, бетон), стакан, кол­лекция «Гранит него состав». Интерактивная доска (или компьютер со специальным программным сопровождением),  карта края.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    Психологический настрой на работу.

    Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

    Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

    «Не стыдно не знать,

    Стыдно не учиться»

    -Как вы понимаете данное высказывание?

    -Вы с ним согласны?

    Так давайте наш урок мы проведем под этим девизом.

     

    II. Постановка  проблемы и актуализация знаний.

    Послушайте стих:

    Слайд 2.

    Земля заполнена невидимою сферой

    Различных газов, оболочкой, атмосферой.

    Ее поверхность в целом состоит

    Из титанически огромных плит.

    Учитель: Вопрос  -  как называется и из чего состоит оболочка Земли?

    Слайд3

    Дети. Каменная оболочка Земли называется литосферой. Она состоит из горных пород

              и минералов.

    Учитель. Что такое  вещества и материалы? Приведите примеры

    Дети. Вещество - вид материи, то, из чего состоят все физические тела.

              Материал - предметы, вещества, идущие на изготовление чего- либо.

               Примеры: металл, железо, древесина, сахар, соль и т. п.

    Учитель. Какими свойствами обладают твердые тела?

    Дети. Твердые тела имеют постоянную форму и объем.

    Слайд 4.

    ! Проблемная ситуация.

    Учитель. На столе разложены гранит, уголь, мел, стекло, пе­сок, глина, кирпич, цемент,

                   бетон.

    - Как их назвать: тела, вещества, материалы?

    Дети. Тела - это предметы, состоящие из веществ или искусст­венно созданных

               материалов.

    Учитель: Откройте свои учебники на с. 25. Прочитайте диалог Лены и Миши.

                  - Разделите выданные тела на группы. Что получилось?

    Дети. Две группы: 1 - гранит, уголь, глина, мел, песок;

                                  2 - стекло, кирпич, цемент, бетон.

              Первая группа - тела, состоящие из веществ, вторая группа - тела из

                искусственно созданных материалов.

    Учитель: Как можно назвать тела первой группы?

                    (Природные).

                   - Как можно назвать тела второй группы?

                    (Искусственные).

                    - А как ещё можно назвать тела первой группы?

                    (Горные породы).

    Учитель. Определите тему нашего урока.

    Дети. Будем знакомиться с горными породами.

    Учитель: - Да, сегодня мы будем говорить о горных породах, какие горные породы в

                      нашем крае. Узнаем, из чего они состоят и как их использует человек.

    Слайд 5.

    III. Совместное открытие знаний.

    Учитель: Давайте рассмотрим сначала каждое новое понятие.

    Слайд 6.

    Раскрываем понятия: минералы, горные породы, виды минералов, виды горных пород.

    Слайды 7-11

    Учитель: Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает?

                     (Твёрдый, прочный).

                    Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит?

    Слайд 12

    Дети: Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды (в коробочках на партах).

    Учитель: Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. Уточним, чем горные породы

                    отличаются от минералов.

                    - Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы,

                        из которых он состоит. Какой вывод можно сделать?  Чем горные породы

                      отличаются от минералов?

    Слайд 13

    Учитель: Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от

                   цвета полевого шпата, который входит в его состав.

                    - Где он используется?

     (Им украшают здания, станции метро, памятники)

    Обобщение: что узнали о граните? (Здесь и далее обобщение делают подготовленные ученики.)

    Дети. Гранит - образует верхний слой земной коры, широко используется в строительстве зданий, мостовых. Имеет цвет от серого и белого до красного и зеленого. В его состав, кроме полевого шпата, входит кварц и слюда.

    Учитель: Дети, вы запомнили к какому виду горных пород относится гранит? (Магматическому) –А в нашей области могут быть залежи гранита? (Нет, нет гор, не было извержений.)

     

    Учитель: Рассмотрим ещё одну горную породу – глину.

    - Как вы думаете, из чего она состоит?

      (Из мелко перетёртых камней).

    Слайд 14.

    Диалог учителя и детей.

    -Что можно делать с глиной?

      (Лепить и строить).

    - Какие изделия делают из глины?

     (Посуду, кирпич, дома).

    - Для производства фаянсовой и фарфоровой посуды используют разновидность глины – каолин.

    - Какие свойства глины при этом используются?

      (Мягкость и пластичность).

    - Давайте попробуем что-нибудь слепить.

    - Получается?

      (Нет).

    - Что нужно сделать?

      (Намочить глину).

    - Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает?

    - Как же сделать изделия из глины прочными?

     (Обжигом).

    - Для чего же нужен обжиг?

      (Для увеличения прочности изделий).

    Так же изготавливают кирпичи. А чем скрепляют кирпичи?

      (Цементом).

    - Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент.

    Цемент производят из известняка и других горных пород; очень мелкий порошок, который, смешивая с водой, используют в строительстве как глину.

    Сейчас мы узнаем, где добывают глину в нашей области.

    Слайд 15.

    Используя карту презентации, дети здесь и дальше сопоставляют места нахождения горных пород с картой на доске. (Приложение 1)

    Учитель: Что нужно запомнить о глине?

    Глина - состоит из очень мелких частиц.  Красного, жёлтого, серого или     белого цвета.

     Пластична.  Плохо пропускает воду. Идёт на изготовление посуды, кирпича.

     

    Рассмотрите кусочек мела. Это известняк. Что скажите о нём?

    Слайд 16.

    Залежи в нашем крае. Слайды 17-19.

    Известняк - состоит из кальцита, образовался из раковин мельчай­ших планктонных водорослей.

     

    Вам всем хорошо известен уголь. Найдите его в коллекции. Охарактеризуйте.

    Слайд 20-22

    Дети:Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода.

     

    Одна из горных пород - железная руда. Возле Красного Сулина есть небольшие запасы железных руд.

    Слайд 23-24

     

    Рассмотрите песок. Что можно сказать?

    Слайд 25-29.

    Песо́к — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца.

     

    Учитель. Где применяются горные породы? Какое свойство при этом используют?

    Дети. Горные породы применяют при строительстве набереж­ных, мостов, зданий.

              Также облицовывают и украшают здания.

    Учитель. Можно ли изменить свойство горной породы? Как?

    Дети. Да. Люди научились изменять форму горных пород и широко используют его

               как строительный материал. Из горных пород извлекают разнообразные

               минеральные вещества и используют их свойства. Цемент производят из  

              известняка и других горных пород,

    Учитель. Где применяют горные породы с измененными свой­ствами? (В случае затруднения учащиеся обращаются к учебнику- тетради, с 26.)

    Учащиеся рассматривают рисунки и называют отрасли при­менения горных пород с измененными свойствами.

               Бетон — смесь цемента с водой и песком или гравием. Из бетона изготовляют бетонные плиты, идущие на постройку зданий.

             Стекло - расплавленный песок.

    Дети. В строительстве, создают фаянсовые изделия и удиви­тельно тонкую

               фарфоровую посуду.

    Учитель. Вода и воздух при нагревании расширяются, а как себя ведут горные породы?

    Учащиеся выдвигают свои гипотезы.

    Учитель. Проверим на опыте: нальем кипяток в стакан.

    Учитель. Почему лопнул стакан? Какое свойство наблюдали?

    Дети. Это свойство - хрупкость.

    Задание № 2, с. 27. Работа с учебником.

    Вопрос: Как называется процесс перехода твердого тела в те­кучее состояние?

    Дети. Процесс перехода твердого тела в текучее состояние на­зывается плавкой или

               расплавлением.

    Учитель. Какой самый твердый материал? Где применяется?

    Дети. Самый твердый материал - алмаз. Он используется для создания различных

              инструментов.

    Учитель. Минералы состоят из неорганических веществ?

    Дети. Минералы - это природные неорганические вещества. Они состоят из

               одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить

              маленькая крупинка все равно сохра­нит все свойства данного вещества.

    Опыт с солью.

    Описание опыта.

    Учащиеся растирают крупинки соли в порошок. Потом пробу­ют на вкус и приходят к выводу, что при измельчении минерала галита (каменная соль) солёность сохранится.

    Физкультминутка

        По дорожке шли, шли,

        Много камешков нашли.

        Присели, собрали и дальше пошли.

        По дорожке, по дорожке

        Прыгаем на левой ножке.

        И по этой же дорожке

        Прыгаем на правой ножке.

    IV. Самостоятельное применение знаний.

    Выполнение заданий (учебник, с. 29-30).

    Задание № 1, с. 29.

    Вопрос: Как можно скрепить камни между собой?

    Дети. Камни между собой можно скрепить с помощью глины или цемента.

    Задание № 6, с. 29.

    Вопрос: Какие вы знаете горные породы и минералы?

    Дети. Горные породы: гранит, мрамор, гравий, песок, глина, каменная соль; минералы:  

               алмаз, кварц, полевой шпат, слюда, охра, графит, тальк.

    Вопрос: Как по другому это можно назвать?

    Дети: Полезные ископаемые.

    Задание № 8, с. 29.

    Вопрос: Какой минерал тверже всего на свете?

    Дети. Самый твердый минерал - алмаз.

     

    Учитель: Дети, все полезные ископаемые человек широко использует в хозяйстве. Из них изготовляют множество предметов, без которых трудно представить нашу жизнь.

     

    Слайд 30.

    Но человек думает не только о том, как добыть и использовать полезные ископаемые, но и о том, чтобы мы могли их брать в природе как можно дольше. Ведь за­лежи полезных ископаемых в земле не безграничны.

    Вопрос: Как должен человек относиться к полезным ископаемым?

                   Как их сохранить для наших потомков?

                   Что произойдёт, если исчезнут все ископаемые? Докажите.

    Слайд 31.

    Предлагаю вам разгадать загадки. Угадайте полезные

    ископаемые, о которых мы сегодня говорили. Запишите в тетрадке, потом друг у друга проверите.

    1.

    Покрывают им дороги,

    Улицы в селениях.

    А ещё он есть в цементе.

    Сам он - удобрение.

    2.          

    Не зря она варилась

    В доменной печи.

    На славу получились

    Ножницы, ключи...

    3.                     

    Белый камешек растаял,

    На доске следы оставил.                 

    4.        

    Он очень нужен детворе.

    Он на дорожках во дворе.

    5.

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже.

    6.                     

    Очень прочен и упруг,

    Строителям надёжный друг.

    7.

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны.                        

     

    8.                     

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу,

    Она понадобится сразу.

     

    На доске  открываю отгадки. Проверьте, кто не сделал ни одной ошибки?              

     

    Учитель:

      Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

     V. Подведение итогов. Учащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий.

    Учитель. Что нового узнали на уроке? Чем богат наш край? Где вы можете применить полученные знания? (Ответы учащихся.)

    Домашнее задание. § 6, задание 9. Подберите пословицы (по­говорки, высказывания), в которых качества горных пород характери­зовали бы качества человека.

     ПРИЛОЖЕНИЕ  http://mysait1.ucoz.ru/1.docx

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Категория: 4 класс | Добавил: LediM
    Просмотров: 7617 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 SergFuedo  
    0
    <a href=http://zmkshop.ru/>сталькомплект</a>

    Имя *:
    Email *:
    Код *: