Пятница
10.05.2024
21:26
Форма входа
Категории раздела
Педагогическая деятельность [14]
Результаты педагогической деятельности
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Аватары и анимация на GIFr.ru
    Главная » 2015 » Июнь » 8 » Авторская программа по математике 3 КЛАСС (Планета Знаний)
    17:39
    Авторская программа по математике 3 КЛАСС (Планета Знаний)

    Министерство образования  Ростовской области

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Екатериновская

    средняя  общеобразовательная школа

    «Согласовано»

    На заседании МС

     

    Протокол № ___

    от «__»________20___г.

     

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя по УВР МБОУ Екатериновской сош

    _____________/______________/

    ФИО

    «__»____________20___г.

     

    «Утверждено»

    Директор МБОУ Екатериновской сош _____________/______________/

    ФИО

    Приказ № ___ от «__»____20___г.

     

     

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

     по математике

    Филимоновой Марины Михайловны

    Учебник:

    «Планета знаний»

    Математика 3 кл. (2 части)

    Авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова

    Издательство «Астрель», 2011г. 

     

    2012 г.

    Пояснительная записка

        Данная рабочая программа по математике в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы « Планета знаний » (под общей редакцией  И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования » и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования».  

       Моя рабочая программа соответствует Авторской программе М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой «Математика в 3 классе» М., Изд-во «Астрель», 2013 год выпуска с внесенными изменениями. Рабочая программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса математики в 3 классе МБОУ Екатериновской сош, которой был присвоен статус муниципальной инновационной площадки, реализующей инновационный образовательный проект «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса». 

      Реализацию регионального компонента на уроках математики в третьем классе планируется проводить по первому направлению (включая дидактические единицы и модули краеведческой направленности) при составлении и решении задач, содержащих понятия и представления младших школьников о своеобразии и многообразии родного края, способствующих формированию любви к малой Родине и ощущения причастности к ее настоящему и будущему

      Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Математика» (2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (автор Н.И.Башмаков, М. Г. Нефёдова).

       По базисному плану на программу отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю. В основе программы лежит « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», определяющая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза. Сравнения и классификации. Направленность процесса обучения математике в начальных классах – формирование основных мыслительных операций младших школьников, их познавательных и созидательных возможностей.

       Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

    Учебные:

    – формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

    – формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

    – формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

    Развивающие:

    – развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;

    – развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

    – формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

    Общеучебные:

    – знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

    – формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

    – формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

    – формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

    Сформулированные задачи достаточно сложны и объемны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

    Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу – он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).

    Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

    При отборе содержания программы учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Например, изучение чисел второго десятка – одна из центральных тем 1-го года обучения – начинается со знакомства с числами первой сотни. Это помогает сформировать у учащихся уже на начальном этапе правильное понимание различий между цифрой и числом, принципа позиционности десятичной системы счисления.

    Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2 класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой лентой времени в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью ее использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».

    Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.

    Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объема и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его  на  новый  уровень  (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах).

    Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе – принцип вариативности – предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение инвариантной и вариативной части содержания образования.

    Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы.

    В программе требования к уровню усвоения обязательного материала по каждой изучаемой теме сформулированы для каждого года обучения в рубриках «Учащийся должен знать» и «должен уметь». В учебниках они даются в виде системы упражнений в рубрике «Проверочные задания».

    Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создает условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.

    В вариативной части значительное место отводится развитию пространственных представлений учащихся. Раннее развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.

    Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.

    Развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений, широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, расширенный объем знаний по геометрии, работу с пространственными моделями геометрических фигур.

    Содержание программы представлено в разделах «Общие свойства предметов и групп предметов», «Числа и величины», «Операции над числами», «Наглядная геометрия». Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах «Числа и величины» и «Операции над числами».

    Раздел «Числа и величины» включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.

    Психологами установлено, что формирование навыков счета базируется на пространственных представлениях. В связи с этим большое значение в программе придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Один из самых ярких зрительных образов числового ряда, формируемых в учебных пособиях по данному курсу, основывается на расположении четных и нечетных чисел в ряду чисел. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду способствует формированию навыков устных вычислений (увеличения и уменьшения чисел на 2, 3, 4).

    Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д.

    Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) способствуют в дальнейшем эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

    Материал раздела «Операции над числами» традиционно составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

    В настоящей программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.

    Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем – на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем – на знании правил сравнения многозначных чисел.

    В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения), умножение и деление однозначных чисел (таблица умножения), сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.

    Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приемы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и последней цифры результата и др.

    Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приемов рациональных вычислений относится к вариативной части программы и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.

    При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается критическая оценка результата, полученного с помощью калькулятора.

    Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).

    Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.

    Раздел программы «Общие свойства предметов и групп предметов» направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умение сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.

    Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.

    Раздел программы «Наглядная геометрия» на этапе начального обучения направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений.

    Цели изучения этого материала на этапе начального обучения:

    1) знакомство с основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами;

    2) развитие пространственных представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве);

    3) формирование элементарных навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей);

    4) развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности.

    Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что, во-первых, освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся. Во-вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.

    Основная часть программы обязательна для изучения ее всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрики «Учащиеся должны знать» и «должны уметь»).

    Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках «Учащиеся могут знать» и «могут уметь»).

    Предусматривается широкое использование информатизации: визуалайзера, интерактивной доски.

    Учебный материал преподносится с помощью презентаций или фрагментов презентаций. Используются игровые программы и тестирование.

    В ходе решения задач используется региональный компонент.                                        

    В ходе учебного года в  программе допускаются переносы и изменения тем, контрольные работы в связи с курсовой переподготовкой, переносом выходных дней или болезнью.

    Количество часов в год – 136.

    Количество часов в неделю – 4.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Учащиеся должны знать:

    – названия разрядов (единицы, десятки, сотни); переместительное и сочетательное свойства сложения;

    – названия компонентов сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);

    – табличные случаи умножения чисел на 2, 3, 4 и 5;

    – названия числовых выражений (произведение, частное);

    – правило перестановки множителей в произведении;

    – порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок;

    – названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник);

    – названия единиц измерения времени (час, минута, секунда);

    должны уметь:

    – считать двойками, тройками, четверками, пятерками в пределах таблицы умножения;

    – устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;

    – письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;

    – проверять результат сложения вычитанием и результат вычитания сложением;

    – выполнять 4 арифметических действия с числом 0;

    – вычислять значения числового выражения, содержащего 3–4 действия (без скобок);

    – сравнивать значения числовых выражений;

    – решать простейшие текстовые задачи в одно действие на умножение и деление;

    могут знать:

    – названия компонентов действий умножения (множители)  и  деления  (делимое, делитель);

    – правило округления чисел, полученных в результате измерения;

    – признаки делимости на 2 и на 5;

    – названия единиц измерения длины (метр, километр), площади (квадратный метр), объема (кубический метр) и температуры (градус);

    – изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника (в том числе и квадрата);

    – отдельные свойства прямоугольного треугольника;

    могут уметь:

    – складывать и вычитать сотни;

    – вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);

    – округлять данные, полученные путем измерения;

    – решать текстовые задачи в 2–3 действия на сложение и вычитание;

    – вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью таблицы умножения;

    – различать прямой, острый и тупой углы;

    – упорядочивать предметы по длине, площади, объему, массе;

    – определять время по часам.

    Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику, входящему в комплект учебников «Планета знаний» (под общей редакцией  И. А. Петровой):

    Башмаков, М. И. Математика : учебник для 3 кл. четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. – М. : АСТ : Астрель, 2010.

    Основные формы и методы  работы

    Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания на развитие математического мышления, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

    1. Формы организации познавательной деятельности:
    • фронтальная работа – диалог;
    • работа в статистических и сменных парах;
    • индивидуальная работа;
    • нетрадиционная форма урока:
    • урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры )  
    • урок-экскурсия
    • урок-соревнование
    1.     Используемые методы обучения :
    • Объяснительно-иллюстративный;
    • Проблемно-поисковый;
    • Метод стимулирования интереса к учению;
    • Метод самоконтроля;
    • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

    - различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

      3.    Используемые технологии:

    • игровые технологии
    • технология создания ситуации успеха на уроке
    • личностно-ориентированные   (разноуровневые задания)
    • здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные  физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
    • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

        Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах,  коллективное.

    Формы и средства контроля

    Плановых контрольных работ – 9

    Проверочных работ-3

    Итоговая комплексная контрольная работа- 1

    ля контроля за освоением  программного материала используются тематические проверочные работы, итоговые контрольные работы, тесты.

    Тематические  проверочные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

    Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

    Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

    Особенности контроля и оценки учебных достижений

    по математике

    Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

    Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

    Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

    Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера(они содержат арифметические задачи, пример, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

    В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

     

     

    Категория: Педагогическая деятельность | Просмотров: 773 | Добавил: LediM | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: